18.01.2010
Цикл статей для журнала «БизнесКлуб», основанный на реальном опыте
создания действующих проектов компании «РосБизнесДизайн».
С вопросами юзабилити сталкиваются любые мало-мальски успешные проекты, либо претендующие стать таковыми.
Юзабилити (от английского usability — дословно «возможность быть используемым») — степень удобства предмета, в частности, веб-сайта при использовании. В более широком смысле – свод рекомендаций и правил разработки пользовательских интерфейсов программного обеспечения, ориентированный на максимальное удобство для пользователя.
Я не буду доказывать, что удобство использования является важным фактором в жизни сайта — это очевидно. Отмечу лишь одну вещь: помимо всего прочего, юзабилити влияет на бренд. Удобство или, что хуже, неудобство использования сайта подсознательно переносится пользователем на всю компанию в целом и формирует соответствующие ожидания. Так что, если пользователь не нашел нужный товар в вашем онлайн-магазине по причине запутанности навигации, не ждите его в торговом зале.
Советовать, как сделать ваш сайт более удобным, сродни тому, что давать советы, как вылечить головную боль. Здесь большинство решений индивидуальны и не подойдут всем сразу.
Для серьезных проектов желательно привлечение специалистов по юзабилити на этапе проектирования и на протяжении всей разработки. Помимо багажа знаний, накопленных за немалую историю существования пользовательских интерфейсов, в их арсенале есть средства для создания интерактивных прототипов, методы анализа по таким косвенным данным, как статистика посещаемости сайта, карты кликов на страницах, пути по сайту, т.д.
Тем не менее, каким бы эффективным ни было исследование веб-сайта экспертом,только юзабилити-тестирование с реальными пользователями может ответить на вопрос, действительно ли удобен ваш сайт.
Во время тестирования группе пользователей предлагают решить основные задачи, для решения которых разрабатывался сайт. Процесс фиксируется тем или иным способом и затем анализируется. Если в ходе работы с сайтом у пользователя появляются трудности, то разработчикам необходимо внести соответствующие изменения.
Юзабилити-тестирование поможет ответить на следующие вопросы:
Несколько моментов, о которых стоит помнить, проводя тестирование:
Для тестирования юзабилити веб-сайта необязательно привлекать сторонние фирмы, которые не участвуют в процессе его разработки. Тестирование должно быть включено как определенный этап в сам процесс разработки. Его необходимо выполнять с привлечением всей команды разработчиков, так, чтобы каждый мог взглянуть на свою работу с точки зрения пользователя. В РБД за юзабилити-тестирование отвечает лидер проекта.
В тестировании должны принимать участие и другие работники компании – всякий, кто так или иначе связан с тестируемым проектом.
Такой подход позволяет тестированию юзабилити превратиться из простого теста, ориентированного на разовый отчёт, во многократно повторяемый тест, влияющий на разработку.
Тестирование юзабилити — это часть проектирования, а не контроль качества.
Также каждый владелец сайта может самостоятельно провести экспресс-анализ своего сайта используя общеизвестные 113 принципов признанного эксперта юзабилити Якоба Нильсена (для электронных магазинов их 250).
Однозначно, стоит. Дизайн не является точной наукой. Даже если ваш дизайнер гений, не все его или ее идеи одинаково хороши. Вполне естественно проверить все в реальных условиях с реальными пользователями.
Хотя не стоит забывать, чем опытнее дизайнер, чем он лучше представляет себе целевую аудиторию, тем меньшее число юзабилити-тестирований нужно. Но совсем отказываться от какого-либо анализа и тестирования не стоит.
В завершение, немного практики.
Не стоит воспринимать эти правила как догмы, ищите рациональные зерна.
Жизненный цикл разработки сайта обязательно включает в себя несколько итераций разработки дизайна. Невозможно разработать дизайн интерфейса, у которого нет проблем с юзабилити с первой попытки. Не стоит бояться ошибок, уделяйте больше внимания деталям, работайте с профессионалами.
Елисеев С.А. (директор РосБизнесДизайн)