Когда интерфейс имеет значение

Блог

Как сделать из посетителя покупателя. Часть 2 — Дизайн.

Как сделать из посетителя покупателя. Часть 2 — Дизайн.

17.01.2010

 

Цикл статей для журнала «БизнесКлуб», основанный на реальном опыте
создания действующих проектов компании «РосБизнесДизайн».

В прошлой статье мы рассматривали вопрос доверия посетителей к интернет-сайту и пришли к выводу, что любой коммерческий сайт, как и профессиональный продавец, должен начинать с установления доверительных отношений с потенциальным покупателем. Также мы обозначили, что одним из ключей к получению кредита доверия является дизайн сайта. Так каким образом эта совокупность цветов, форм и образов действует на людей, и почему именно за качественный дизайн «продвинутые» заказчики готовы платить большие деньги? И, в конце концов, что значит «качественный» дизайн?

Дизайн — неформализуемое нечто

То, что дизайн нельзя формализовать, с одной стороны верно, с другой — нет. Ни одна машина, ни одна программа не определит эстетический уровень произведения. Хотя неопровержим тот факт, что есть четкие характеристики, описывающие визуальную картинку. Так имеет ли смысл заниматься препарированием дизайна и расчленением его на характеристики и параметры? В какой-то мере, да.

Люди мыслят образами, звуками, ощущениями. Задайте сами себе вопрос, что бы вы хотели сейчас съесть. Большинство людей в стратегии выбора еды сначала ее визуализируют, а затем представляют ее вкус. Ваши глаза слегка расфокусируются, вы представляете кусок сочного мяса (клубнику, пирожное), затем опускаются вниз, и вы сосредотачиваетесь на ощущениях вверху живота. Для нас же важен не факт того, что человек представляет образы, а то, как он их представляет, и как мы можем это использовать. Продолжим экспериментировать, представьте тот же самый кусок сочного мяса (клубнику, пирожное) в черно-белом цвете. Если вы легко визуализируете, у вас это получится быстро. Почему-то после такой коррекции воображаемого образа, глаза не опускаются вниз и ощущения не возникает. Стратегия прервалась. Для того чтобы человек в своих стратегиях действия переходил от одного шага к другому, образы должны обладать соответствующими визуальными характеристиками. Последний эксперимент: попробуйте свой образ черно-белого мяса (клубники, пирожного) плавно делать цветным и отметьте для себя тот момент, когда вверху живота вы начнете испытывать ощущения. (Лучше всего эти эксперименты делать голодным). Получается что, для того чтобы заставить человека глотать слюну, бессмысленно показывать ему черно-белый кусок мяса (клубнику, пирожное).

Какими же характеристиками обладают образы? Это так называемые субмодальности: яркость, контраст, насыщенность цвета, количество цветов, глубина изображения, расположение в пространстве, большое или маленькое количество деталей, хаотичное или упорядоченное расположение элементов. Всего этих характеристик несколько десятков.

Обычно у каждого человека существует несколько ключевых субмодальностей, при изменении которых начинают меняться и остальные.

Чтобы дизайн мотивировал или демотивировал на подсознательном уровне, во время просмотра характеристика ключевой субмодальности должна изменяться. Если это касается статического изображения (веб-сайта, например) это может происходить по пути следования взгляда.

Если мы хотим что-то внушить посетителю, мы перегрузим его сознание большим количеством возникающих деталей и выделим нужное сообщение. Если нужно, чтобы человек осмысленно читал текст, мы уберем все лишнее.

Качественный макет дизайна набором своих визуальных характеристик должен настраивать человека на соответствующий лад, создавать настроение, управлять его желаниями.

Как получить качественный дизайн?

Мы предлагаем следующую трактовку понятия качества и считаем ее наиболее целесообразной в данном контексте.

Качество – мера соответствия характеристик полученного продукта установленным требованиям и общепринятым нормам.

Таким образом, чтобы получить качественный дизайн, нам нужно ответить на два вопроса:

1. Как правильно сформировать требования?
2. Что есть общепринятые нормы?
 

Требования к дизайну необходимо формировать из понимания следующих вещей. Помимо того, что дизайн должен донести некое сообщение до посетителя, дизайн должен всячески способствовать сайту выполнять свою основную и дополнительные функции. В идеальном случае дизайн должен соответствовать обобщенным представлениям и ожиданиям целевой аудитории.

На деле же чаще бывает так — дизайн подгоняется под заказчика, который аргументирует свою позицию просто: «нравится — не нравится». Иногда заказчик может видеть цель, но предлагать совершенно безумные способы её достижения. Здесь ключевую роль играют менеджер и арт-директор компании. Это те люди, которые в силу своего опыта могут объяснить заказчику, как делать правильно.

Чтобы получить качественный дизайн, необходимо тесно сотрудничать с его изготовителями в атмосфере полного доверия. Обращайтесь в фирму с большим опытом, либо к тому, в ком вы уверены на 100%. Довериться — это не значит снять с себя ответственность. Передайте как можно больше информации, четко сформулируйте цели, постройте их иерархию, расскажите как можно подробнее об основных функциях сайта и о второстепенных. Совместно со специалистами компании определитесь в способах достижения целей. Пусть вам предложат разные варианты.

Только после такого этапа «проектирования дизайна», даже если это было сделано только в голове одного дизайнера, получается продукт, меру соответствия которого поставленным задачам можно проверить и ответить на вопрос, является ли он качественным.

Уделите внимание тому, что вербальная часть информации должна восприниматься также в соответствии с поставленными целями.

Механизмы человеческого восприятия и запоминания выдвигают свои требования — единство стиля. Информация одного логического уровня в разных местах сайта должна быть подана в едином стиле, едином формате, только если нашей задачей не стоит посеять хаос в голове посетителя.

В веб-дизайне, как и везде, есть своя мода, есть тенденции. Следование этой моде, еще лучше с небольшим опережением, позволяет интернет-сайту иметь «свежий», адекватный современному видению внешний облик.

Помимо моды и современных представлений существуют правила, основы которых уходят в века. Типографика — наука о буквах и их взаимных расположениях. Психология открывает для нас тайны воздействия цвета на человека и специфику расположения элементов в пространстве.

Требований к дизайну предъявляется множество, и удовлетворить все из них не представляется возможными. Любой дизайн — это борьба компромиссов и идеального дизайна не может быть по умолчанию.

В качестве вывода:

Качественный дизайн соответствует всем сформированным требованиям и ограничениям, способствует достижению сайтом поставленных целей и выполнению функций. Передает нужное сообщение посетителю на понятном для него языке. Способствует введению посетителя в нужное состояние. Отвечает общепринятым нормам и ожиданиям целевой аудитории. Стилистически выдержан и является высокоэстетичным произведением.

Создавать подобные вещи из хитросплетений требований и компромиссов — поистине завораживающая работа искусных профессионалов. И наблюдая промежуточные результаты процесса создания дизайна, порою раскрываешь всю глубина замысла. Всплывают на поверхность все задумки и мелочи, заложенные в основу. И становится понятно, почему, казалось бы, простой на первый взгляд сайт работает, побуждает, мотивирует, передает ощущение комфорта.

Елисеев С.А. (директор РосБизнесДизайн)


 
назад Как сделать из посетителя покупателя. Часть 1 — Доверие. Как сделать из посетителя покупателя. Часть 3 — Юзабилити. вперед
blog comments powered by Disqus